FL Studio позволяет работать одновременно только с одним проектом. В момент запуска программа автоматически создает новый проект. Вы можете также сделать это сами командой главного меню FILE > New. При создании нового проекта удобно использовать шаблон, выбор которого осуществляется в подменю FILE > Templates главного меню. Шаблон определяет то, какие генераторы (синтезаторы) и какие эффекты будут по умолчанию подключаться к новому проекту. Выберем, например, шаблон FILE > Templates > Club Basic и попробуем создать какую-нибудь простейшую композицию.
Отыщите в главном окне FL Studio транспортную панель. В ее левой части имеется переключатель PAT/SONG. Убедитесь, что выбран режим редактирования паттерна PAT. В поле TEMPO задайте нужный темп.
Кнопкой PLAY или клавишей пробела запустите текущий паттерн на циклическое воспроизведение. Во время воспроизведения указатель текущей позиции на транспортной панели будет перемещаться слева направо.
По умолчанию выбран паттерн № 1. Для смены паттернов можно использовать клавиши 1 - 9 цифровой клавиатуры (в режиме Num Lock). Если девяти паттернов не хватает, то в поле PATTERN одноименной панели можно выбрать паттерн с максимальным номером 999. Откройте окно пошагового секвенсора Step Sequencer нажатием клавиши <F6> или кнопки , расположенной на панели Shortcut.
Большую часть окна пошагового секвенсора занимает матрица кнопок. Под матрицей виден "бегущий" слева направо огонек - он отмечает воспроизводимый секвенсором в данный момент шаг (ведь мы запустили воспроизведение). Каждый шаг соответствует доле музыкального такта. Поскольку матрица пуста (ни одна из кнопок не нажата), ничего не звучит.
Каждый горизонтальный ряд кнопок соответствует одному из каналов:
- Kick - басового барабана (бочки);
- Clap - хлопка в ладоши;
- HiHat - хэта;
- Snare - малого барабана.
Если нажать на одну из этих кнопок, откроется окно Channel settings с настройками соответствующего канала. Вид окна зависит от того, какой именно генератор подключен к каналу.
Слева от кнопок с названиями каналов расположены регуляторы панорамы и громкости. Еще левее расположены индикаторы-переключатели, предназначенные для временного отключения каналов.
Не останавливая воспроизведения, с помощью левой кнопки мыши включите нужные кнопки матрицы. При необходимости отключайте кнопки матрицы правой кнопкой мыши. В результате ваших действий должна зазвучать простейшая барабанная партия.
Остановим воспроизведение и усложним задачу. Допустим, мы хотим, чтобы в начале композиции звучала бочка и хэт, а уж потом вступал малый барабан. Для этого понадобится уже не один паттерн, а два. В одном из этих паттернов партия малого барабана должна присутствовать, а в другом нет.
Наметим план действий:
- скопируем содержимое имеющегося паттерна № 1 в буфер обмена;
- переключимся на паттерн № 2 (пустой);
- вставим содержимое буфера обмена в паттерн № 2;
- переключимся на паттерн № 1 и удалим из него партию малого барабана.
А теперь осуществим этот план. Слева от каждого ряда кнопок матрицы имеется индикатор-переключатель, называемый Select. Если индикатор светится - значит, соответствующий ряд выделен, и его состояние можно скопировать в буфер обмена. Выбор ряда кнопок осуществляется щелчком на соответствующем индикаторе-переключателе или с помощью клавиш <вниз>, <вверх>. Если же мы хотим выделить все ряды паттерна, достаточно сделать двойной щелчок на любом из переключателей Select. Выделим все ряды паттерна № 1. Скопируем выделенные ряды паттерна № 1 в буфер обмена. Для этого можно воспользоваться командой главного меню EDIT > Copy или нажать комбинацию клавиш <Ctrl> + <C>. Переключимся на пустой паттерн № 2 (можно воспользоваться клавишей <вправо>). Вставим содержимое буфера обмена в паттерн № 2 с помощью команды главного меню EDIT > Paste или нажатием комбинации клавиш <Ctrl> + <V>. Вернемся к паттерну № 1 (клавишей <влево>). Удалим партию малого барабана, для чего отключим все кнопки матрицы, соответствующие каналу Snare.
Итак, у нас имеется два паттерна. Давайте попытаемся составить из них простейшую композицию.
Откроем окно редактора композиции Playlist нажатием клавиши <F5> или кнопки , расположенной на панели Shortcut. Переключим FL Studio в состояние редактирования композиции, для чего на транспортной панели включим режим SONG.
Сделаем так, чтобы первые двенадцать тактов композиции звучал паттерн № 1, а, начиная с 5 такта, дополнительно звучал паттерн № 2. Для этого воспользуемся инструментом , доступным в окне Playlist. Нарисуем линию из квадратиков на уровне надписи Pattern 1 и ряд квадратиков на уровне надписи Pattern 2.
Щелкнем правой кнопкой мыши на надписи Pattern 1. Откроется маленькое окошко Pattern 1 name. Введем новое название трека паттерна № 1 и нажмем <Enter>. Аналогичным образом переименуем трек паттерна № 2. Глядя на плей-лист, теперь можно понять, когда в композиции звучат инструменты Kick (бочка) и HiHat (хэт), а когда вступает Snare (малый барабан).
Кнопкой PLAY на транспортной панели или клавишей пробела запустим композицию на воспроизведение и послушаем результат.
Ударные в нашей композиции уже есть, теперь добавим бас. Перейдем к редактированию паттерна № 3 (пока пустого). Нам нужно создать канал с мелодическим генератором басовых звуков. Фраза выглядит сложно, а делается это просто. По умолчанию в левой части главного окна FL Studio расположено окно браузера Browser. Если его не видно, нажмите клавишу <F8> либо кнопку на панели Shortcut. В браузере следует выбрать нужный сэмпл, пресет с настройками виртуального синтезатора или пресет с настройками канала. Нам приглянулся пресет Triangle 303, доступный в папке Channel presets\TS404 браузера.
Чтобы добавить этот звук в наш проект, делаем следующее: захватываем в браузере название понравившегося пресета, тащим в окно пошагового секвенсора, "бросаем" чуть ниже последнего канала. В результате получаем новый канал Triangle 303, с подключенным виртуальным синтезатором и загруженным пресетом. Создан новый канал для партии баса. Пропишем ритм партии баса в пошаговом секвенсоре.
Композиция пока состоит всего лишь из трех паттернов-лупов, а с помощью плей-листа мы задали программе, сколько раз и когда именно их следует воспроизводить.
Аналогичным образом запишем остальные партии аккомпанемента. Результат сохраним в файле командой File > Save as.
К сожалению, каждая из партий, записанных с помощью пошагового секвенсора, может быть лишь одноголосной. Аккорд удастся получить только путем комбинирования нескольких партий.
|